«Работаю за доширак!»: к 60-летнему юбилею популярного офисного блюда

//«Работаю за доширак!»: к 60-летнему юбилею популярного офисного блюда

С лапшой быстрого приготовления (ЛПБ) сложилась уникальная ситуация. Она продолжает оставаться одним из самых популярных продуктов питания, но имеет сегодня далеко не лучшую репутацию. Такое положение несправедливо – тем более, что в корпоративном питании «Доширак» сыграл не последнюю роль. В день 60-летнего юбилея этого действительно эпохального продукта мы хотим отдать ему должное уважение, которого он заслуживает.

Немного истории

доширак1957 год, Япония. Бывший топ-менеджер одного из разорившихся японских банков Момофуку Андо начинает разработку продукта, который помог бы решить проблему голода в его стране и (в идеале) во всем мире. Через год основанная им компания Nissin Food Products Co., Ltd выпускает на рынок первую в мире лапшу быстрого приготовления – Chiken Ramen.

Переживший разруху войны и мечтавший решить проблему мирового голода Андо хотел обеспечить малоимущих дешевым, быстрым и вкусным питанием. Ирония в том, что первое время его продукт продавался исключительно в кафе и позиционировался как эксклюзивное блюдо. Разумеется, это не соответствовало целям Андо, зато сделало его лапшу популярным офисным обедом в корпоративных столовых и кафе.

лапша быстрого приготовлениеПроведя ряд усовершенствований своего продукта и изменив маркетинговую стратегию, он добился своей цели – Chiken Ramen стала по-настоящему народной пищей, доступной самым малообеспеченным слоям. Через некоторое время компания Андо вышла на американский, а затем и мировой рынок, а ее лапша обрела легендарный статус. Сегодня в самой Японии она считается величайшим изобретением 20 века, а ее создатель – национальным героем. В мире появились сотни производителей аналогичных продуктов, а в России название лапши «Доширак» корейской фирмы PalDo стало нарицательным.

Быстрая. Вкусная. Вредная?

Несомненно, успеху лапши быстрого приготовления как повседневного и корпоративного обеда способствовали ее следующие достоинства:

  • ее приготовление не требовало ни времени, ни оборудованной кухни, ни кулинарных умений – достаточно залить кипятком и через 3-5 минут блюдо готово к употреблению;
  • благодаря приправам и пищевым добавкам вкус блюда довольно приятен, к тому же жидкий бульон позволяет не питаться в сухомятку;
  • лапша поставляется в пластиковых коробках и комплектуется одноразовой вилкой, поэтому ее можно употреблять вне кухни или столовой.

Но несмотря на эти преимущества, во многих странах (включая нашу) отношение общества к ЛБП неважное – от скептического до откровенно негативного. Интернет-сайты, телевизионные передачи, книги о «здоровом питании» демонизировали ее, приписав канцерогенные и мутагенные свойства, провоцирование тяжелых заболеваний пищеварения и даже мозга. Особенно досталось глутамату натрия – пищевой добавке, отвечающей за выраженный «мясной» вкус блюда.

чем вреден доширакРеальность же такова, что никаких научных подтверждений приписываемых лапше вредных свойств (равно, как и полезных) не имеется. Есть отдельные эксперименты, показывающее негативное влияние глутамата натрия на органы зрения и гепатотоксическое действие. Однако в них лабораторные животные получали его количество, в 20 раз превышающее дозу при обычном питании. С таким подходом и обычную столовую соль можно считать смертельно опасным веществом. К слову, в обычном жареном мясе глутамата натрия содержится куда больше, чем в порции «Доширака».

Что же в итоге? Лапша быстрого приготовления так и не спасла мир от голода, как о том мечтал Андо. Она не является полезным продуктом – но и вредной ее считать при разумном потреблении нет никаких оснований. Она никогда не заменит комплексного обеда, однако это удобная, быстрая пища для короткого перекуса, позволяющая на время утолить голод за работой.