fbpx

Как появилась доставка еды?

Услугой доставки еды на дом, в офис или на удаленные объекты сегодня сложно кого-то удивить. Более того, в некоторых странах, особенно развитых, она не просто составляет конкуренцию домашнему и традиционному общественному питанию, но и активно вытесняет их. Люди все чаще предпочитают заказать блюда по телефону или в Интернете, чем готовить самостоятельно или посещать заведения общепита. Однако так было не всегда – история доставки готовых блюд как массового сегмента рынка питания началась лишь в XX и полностью сформировалась в XXI веках.

Предпосылки возникновения

как появилась доставка едыМассовое распространение этой услуги стало возможным только после того, как в обществе сформировались определенные условия, наиболее важными из которых являются:

  • массовая урбанизация и повышение занятости населения – жители крупных городов зачастую проводят большую часть жизни на работе, в результате чего у них не остается времени на частое приготовление пищи или посещение заведений общепита;

  • развитие транспортной инфраструктуры – для быстрой доставки еды необходимы обустроенные дороги и, в определенной степени, наличие мобильного транспорта;

  • появление эффективных средств связи – услуга доставки питания не будет иметь смысла, если клиент не сможет связаться с поставщиком непосредственно из своего дома или офиса;

  • промышленное производство продуктов питания – традиционное сельское хозяйство огородного или фермерского типа не способно покрыть потребности миллионов людей в пище.

Перед тем, как появилась доставка питания в современном ее понимании, возникновение подобных услуг происходило редко и спорадически, хотя и нельзя отрицать наличие их аналогов даже в древние эпохи. Известно, что на всех крупных стройках, от пирамид Египта до грандиозных готических соборов Европы, помимо полевых кухонь (предшественниц современного кейтеринга) имелись и люди, разносившие домашнюю еду для строительных бригад.

Появление служб доставки

доставка еды историяКак ни странно, но история доставки еды как отдельного и массового сегмента рынка началась не на Западе. Первопроходцем в этой области стала Индия, где в конце 19 века появилась профессия «даббавала» — пешего разносчика пищи, помещенной в специальные металлические судки «дабба». Этому способствовало несколько факторов:

  • интенсивная урбанизация региона, появление крупных городов – прежде всего Мумбаи, Дели;

  • запутанная транспортная структура городов – офисным клеркам, рабочим было трудно добираться из удаленного офиса домой для приема пищи;

  • популярность домашнего питания – в Индии традиционно не слишком любят общепит за низкое качество и санитарную безопасность пищи.

даббавалСистема даббавал, существующая и сегодня, имеет несколько отличий от западных служб доставки еды. Главная особенность – приготовлением пищи является не отдельная организация, а обычное население. Каждое утро разносчик на велосипеде, скутере или пешком собирает судки с готовой едой у домовладельцев, с которыми заключен контракт, и начинают развозить их по клиентам. Так как в Индии даббавала традиционно формируются из малограмотных слоев общества, для координации своих действий разносчики разработали уникальную, не имеющую аналогов в мире, систему обозначений, основанную на визуальных символах и цвете. Она оказалась настолько совершенной, что вероятность ошибочной доставки составляет не более 1 раза на 6-8 миллионов заказов. В последнее время в западных странах эту систему преподают на занятиях по организации бизнеса как пример удачной логистики.

Развитие служб доставки питания

На Западе же данная услуга как массовое и распространенное явление появилась несколько позже, в начале XX века. Связывают ее с массовым строительством небоскребов в США – грандиозные на тот момент сооружения требовали труда сотен рабочих и их полной занятости. Наряду с традиционными в таких случаях полевыми кухнями некоторые учреждения общественного питания стали предлагать услугу по доставке холодных блюд, закусок и напитков. Ее популярности способствовало развитие эффективных и удобных средств связи – телефонов. Заказать еду стало возможным, просто набрав номер кафе или ресторана.

история доставкиНо особенно сильное развитие рынка доставки еды произошло в 50-х годах XX века, захватив не только США и Европу, но и бурно развивающиеся государства Юго-Восточной Азии:

  • в Америке итальянские эмигранты и, позже, вернувшиеся из Европы американские солдаты стали основывать пиццерии, в том числе предлагавшие привоз пиццы на дом или в офис, такую же услугу стали предлагать и сети фаст-фуда;

  • в восточно-азиатских капиталистических странах (Японии, Южной Корее, Тайланде, на Тайване, позже – в Китае) появились предприятия, изготавливавшие упрощенные вариации традиционных блюд – суши, лапши, разнообразных салатов и т. д.;

  • в Европе особенно быстро развивалась индустрия доставки пиццы и разнообразных закусок (бутербродов, сэндвичей и т. д.).

Сильный толчок рынку доставки питания дало появление и развитие Интернета. Теперь клиенту не нужно предварительно узнавать меню конкретного поставщика – оно в наглядной форме стало размещаться прямо на сайте, на нем же можно и заказать обед с помощью онлайн-заявки или по телефону. Это значительно упростило и ускорило процесс, сделав заказ еды проще, чем ее собственноручное приготовление. С увеличением числа интернет-пользователей и совершенствованием самой технологии появились специализированные сервисы, занимающиеся исключительно доставкой блюд.

В России до начала 90-х годов данная услуга практически не развивалась – население питалось в основном в кафе, общественных и рабочих столовых или дома. С переходом на рыночную экономику сначала в крупных, а затем и небольших городах появились частные предприятия общепита, и доставка еды в нашей стране постепенно начала набирать обороты. Если на протяжении первого десятилетия качество таких услуг было сомнительно, то с началом нового тысячелетия, переняв опыт западных стран, российские компании вывели их на общемировой уровень.

Заявка отправлена

Менеджер LUNCHBERY свяжется с вами
в ближайшее время.