Организация корпоративного питания требует немалых денег, но у многих компаний как раз этот ресурс сильно ограничен. Чем накормить сотрудников, например, новообразованного стартапа? А как решить эту проблему в фирме, терпящей убытки? Напрашивается простой вывод – предоставить персоналу самому с ней разбираться. Собственно, руководство многих компаний так и поступает. Однако современная тенденция к повышению социальной ответственности бизнеса заставляет искать другие варианты.
Бартер. Принцип «услуга за услугу» позволяет оплатить обеды сотрудников, частично минуя денежный расчет. Например, если заказчик занимается дизайном интерьеров или наружной рекламы, она может заключить договор с кафе, по которому разрабатывает ему фирменный стиль в обмен на скидку за питание. Разработчикам веб-сайтов выгодно найти компанию по доставке еды на работу и по тому же принципу создать или оптимизировать их интернет-сервис. Лучше выбирать начинающие организации, которые также находятся в поисках недорогих решений для своего бизнеса – с ними больше вероятности прийти к взаимовыгодному соглашению. И нужно быть готовым к сверхурочной работе, чтобы такой заказ не отнимал прибыль от основной деятельности.
Кооперация. Снизить расходы на питание можно, разделив их между несколькими заказчиками. Это выгодно, в частности, при организации корпоративных столовых в бизнес-центрах. Таким образом можно снизить затраты на аренду помещения и оборудования для приготовления пищи, закупку мебели, посуды, столовых приборов – а именно на это расходуется львиная доля средств при этом способе корпоративного питания. В полном объеме заказчикам остается оплачивать только стоимость продуктов и работу поваров.
Фиксированная оплата обедов. Такой способ практикуется во многих компаниях, а, например, во Франции она является общепринятой. Французским «белым воротничкам» выдается ресторанный чек, сумму которого они могут потратить как угодно – на покупку еды в универмаге для самостоятельного приготовления или похода в кафе. В России такая практика менее распространена, лишь некоторые компании выдают «талоны на питание», действительные только в корпоративных столовых. Можно поступить еще проще, перечисляя на зарплатную карту сотрудника фиксированную месячную сумму.
Частичное погашение. Если фиксированная оплата ограничивает сотрудника в расходах на питание, то такая система действует несколько иначе. Работодатель оплачивает часть из них, остальную из своего кармана отдает сам работник (размеры согласуются индивидуально). Таким образом у него сохраняется «безлимит на питание», но чем больше он потребляет, тем выше его собственные затраты. Это стимулирует работника рациональнее относиться к заказу обедов в офис и экономить на услугах корпоративной столовой.
Выбор поставщика обедов в офис также имеет большое значение. Рынок корпоративного питания сегодня довольно насыщен, что приводит к снижению цен на услуги. Не обязательно компания, предлагающая недорогую еду, отличается низким качеством сервиса и продукции – она может снизить стоимость за счет оптимизации своего бизнеса. Поэтому при поиске поставщика важно собрать о нем как можно больше информации, которая поможет сделать верный выбор.